art@mironovstudio.info

Составы для имитации золота

Существуют самородные «близнецы» золота, не менее благородные, чем оно само. Таков, например, электрон — смесь золота и серебра или поликсен — природная платина с примесью различных соединений, которые придают ей золотистый оттенок. Из этих сплавов изготавливали античные монеты, а в современном мире их используют для создания ювелирных изделий.

Казалось бы, зачем изобретать то, что и так можно найти в природе? По химической стойкости и великолепному внешнему виду по природные «имитации» не уступают настоящему золоту. Однако при этом они не уступают солнечному металлу и в цене. Изобретательность, так же как и жадность, всегда были присущи человеку, поэтому во все века люди искали другие, более дешевые способы для имитации золота. Сегодня их существует предостаточно.

Древнейший из составов для имитации золота — латунь, медно-цинковый сплав. Несмотря на то, что цинк как таковой открыли довольно поздно, латунь была известна еще древним римлянам. В древнем мире ее получали, добавляя в медь галмей, то есть цинковую руду с незначительными примесями олова, никеля, свинца, марганца, железа.

В XIX веке, с открытием цинка, латунь была как бы заново изобретена, и именно тогда ее начали широко использовать при имитации золота. Тонкие листки мягкой латуни (с содержанием меди около 60%), применяемые для такой имитации, получили название мозаичное золото, гамельтонметалл и томпак.

Еще несколько имен латунь получила в честь своего «первооткрывателя», англичанина Христофора Пинчбека — пинчбек или английское золото. Эти названия относятся к сплавам с содержанием меди более 80%, из которых делают «золотые» украшения и оклады.

Почти одновременно с английским золотом появилось золото французское — сплав меди и цинка с добавлением олова (83,6% меди, 9,4% цинка и 7% олова). Разные по пропорциям варианты этого сплава называли также симилором, орайде или мангеймским золотом. Все они служили для имитации золота при изготовлении поддельных украшений.

Наконец, в изобретении различных имитаций золота отличилась и Германия. Здесь были созданы золотистые сплавы с добавлением алюминия: коричневатый сплав меди, цинка и алюминия, получивший название дюраметалл и голдин — золотисто-желтая «алюминиевая бронза», состоящая из 90% меди и 10% алюминия.

Тончайшую фольгу для позолотных работ, все чаще стали заменять листками других металлов, а то и просто золотой краской на основе сульфида олова. Такие покрытия называли сусальным или муссивным золотом. Современные мастера, чтобы не путаться в терминах, именуют сусальным золотом только сам благородный металл, а покрытия, созданные для его имитации, обозначают словом «поталь».